Мирская и христианская культура (Доктрина об отношении к миру и государству)
Новый Завет настойчиво предупреждает об опасности, которая исходит от мира сего. Апостол Иаков заявляет: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога!» (Иак. 4:4). Почему Бог так строго смотрит на наше отношение к миру? Не потому ли, что дух мира сего не может находиться в согласии с Богом, он больше всего занят тем, что не свято, не чисто, что низко, но всегда прикрывает это декларацией святости и чистоты.
Христианину довольно легко различить грубые проявления развращенности и распущенности этого мира. Пьянство и наркомания - это явные формы греха, и истинный верующий, конечно, откажется от них, но надо помнить, что путь ко греху начинается с первого шага. Друзья или родственники предлагают выпить рюмку водки, стакан вина или бокал пива и кажется, что в этом нет греха, но если христианин не проявит категорическую твердость, то начнется путь в мир, который окончится падением. Священное Писание ясно свидетельствует, что употребление спиртного - это дело плоти (Гал. 5:19-21) независимо от того - мало ли человек выпил или много, вино ли он пил или водку. Христианин знает, что даже малая доза вина способна лишить человека здравомыслия и толк нуть в другой грубый грех. То же самое можно сказать о курении и игре в карты. Этим занимается только мир, и христиане не должны даже прикасаться к сигаретам и картам.
Некоторые люди пытаются защитить курение тем, что в Библии не содержится прямого запрета по этому вопросу. Но в Библии очень ясно сказано о непотребстве, которое должно быть устранено от нас. А то, что курение есть непотребство - об этом скажет любой медик и от этом же скажут надписи на самих сигаретах: «Минздрав предупреждает - курение вредно для здоровья». Карты и всякие другие азартные игры также никогда и никому не приносили ничего доброго, наоборот - они всегда сочетаются с грехом. Мно гие, такие невинные с точки зрения мира игры, как домино, лото и другие, служат исключительно для того, чтобы чем-нибудь занять себя или, как говорят, «убить время». Христианину нет никакой не обходимости «убивать» свое время ненужными занятиями. Николай Вод невский на вопрос- «Можно ли христианину играть в шахматы, шашки, домино?» ответил таю
«Игра в шахматы, шашки, сама по себе не таит в себе нарушение закона Божьего, то есть грех, если конечно, вы играете для умственного упражнения, а не с корыстной целью. Все игры, преследующие финансовые интересы, - грех. Но моя совесть не позволяет мне играть в шахматы или шашки даже с целью умственного развития, хотя в одно время я очень увлекался этой игрой. Когда миллионы людей идут в вечность, не зная Христа как личного Спасителя, проводить время за шахматной игрой просто невозможно. Для этого у нас нет времени. Так говорит моя совесть, но всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14:5).
Часто мир привлекает волшебством, гаданием, спиритизмом и другими оккультными явлениями. Верующим категорически запрещается вступать в такие контакты, даже если они облачены в современную форму экстрасенсов, гипнологов или суггестологов. Под замысловатой научной терминологией биополя, парапсихологии, йоги и теософии скрываются те же чародеи, ворожеи, волхвователи и волшебники, о которых Моисей писал: «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти» (Лев. 20:27). Всякая связь с миром духов категорически запрещается, так как те, кто вступают в такой контакт, не только сами порабощают себя, но и несут опасность для других, ибо могут и окружающих ввести в пагубное соприкосновение с темными силами.
Танцы и музыка, в которой ритм подавляет мелодию, также являются законными чадами этого мира. Трудно представить себе, чтобы современными танцами человек мог прославить Бога или получить хоть какую-либо пользу своей душе. И хотя некоторые христиане пытаются защищать танцы, но если подойти беспристрастно, то и они должны будут признать, что современные танцы основаны на похоти плоти, которая в дьявольских скачках, раскрепощающих плотские, животные инстинкты угнетает проявления духа. То же можно сказать и о современной рок-музыке. Тяжелый, навязчивый ритм и преобладание низких частот, действуют на человеческую личность гипнотически, подавляя духовные и даже душевные проявления и погружая слушателей в область подсознательных ассоциаций и рефлексов, в состояние, которое напоминает буддийстское небытие (нирвану), но на самом деле есть угнетение сознания и предоставление полной свободы подсознанию, живущему на влечениях плоти. Поэтому христианин не может найти себе места в современных дискотеках и музыкальных клубах. Тот, кто вкусил все подобные проявления мира сего, может засвидетельствовать, что употребление спиртного, современные танцы и музыка, курение, наркомания и оккультизм - все это не удовлетворяет человека, а только пытается как-то заглушить пустоту, возникающую в душе, и отвратить человека от Бога. Но кроме явно растлевающих душу проявлений, князь мира сего - дьявол, предлагает более тонкие формы воздействия через увлечение телевидением, кинофильмами, чтением сентиментальных романов и детективов, ярко иллюстрированных журналов и тому подобное. В самой природе телевидения, в кинематографе, в литературе, музыке и других формах искусства нет ничего порочного или непристойного, но в реальных произведениях всех этих видов искусств преобладает порочное и непристойное. Нельзя забывать, что все виды искуссти опорочены дьяволом, находятся в его руках и под его контролем. Он активно использует масс-медиа, чтобы отвлечь людей от Бога, хотя Бог может использовать все эти формы творчества и современные тех нологии, чтобы донести людям Свое Слово и Он нередко делает это.
Можно только сожалеть, что все виды искусства контролируют ся греховным миром. Мирское искусство отражает человека в его естественном, невозрожденном состоянии и поэтому в мирской культуре так много насилия, грязи и нечистоты. Все это действитель но присуще людям мира сего, а в произведениях искусства жизнь невозрожденных людей отражена мастерски, точно и талантливо. Это мастерство привлекает, но стоит ли ради крупицы истины, со держащейся в искусстве, переворачивать тонны пустой руды? Не бу дет ли это напрасной тратой времени? Ведь писатели, художники, музыканты и кинорежиссеры создают произведения, надеясь, что они привлекут как можно больше людей. Следовательно, они созда ны по вкусу большинства людей. А этот вкус не имеет ничего обще го с интересами Бога, так как продиктован похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской. Поэтому, прежде чем принять пригла шение мира и быть вовлеченным в его культуру, надо задать себе-вопрос: «Зачем мне участвовать в этом? Много ли пользы я получу от подобного время провождения?»
Безусловно, никакой человек не может жить в обществе, будучи свободен и непричастен его культуре. Бог дал человеку разум, чув ства и эмоции, и человечество создало и продолжает создавать куль турное окружение, которое пытается удовлетворить все человеческие чувства и потребности. Человеческая культура - это произведения искусства, достижения науки, техники, современные технологии и так далее. Христианство с первых дней своего существования имело негативное отношение к культуре, но оно не могло не создавать собственную христианскую культуру. И хотя во многом эта культура строилась на отрицании мирских мелодий, изображений, зрелищ и так далее, но со временем сформировалась истинно положительная духовная культура, главным принципом которой было не отражение реальности, а призыв к идеалу, обла гораживание чувств, помощь человеку в управлении своими эмоциями, спокойствие и готовность услышать веяние Духа. Эти принципы отражались как в форме музыкальных произведений, скульптуры, живописи, архитектуры, литературы, так и в их содержании. Собственно, воспитанная на высоких христианских идеалах западно- и восточноевропейская культура сформировала современную цивилизацию, но разрушительный яд постмодернизма отучил людей III тысячелетия видеть абсолютную истину и придерживаться ценностей Царства Небесного. Поэтому современному христианину трудно решить, какие формы культуры приемлемы в той или иной ситуации.
Конечно, гораздо легче было бы отрешиться от всякой культуры, но для этого надо просто выйти из мира. Но как тогда быть солью и светом для этого мира? Современная христианская культура очень спорна и часто зависит от местных условий, ибо она создается людьми, которые живут в различных условиях, которые воспитаны в различных традициях и исходят из различных исторических ценностей. Единой христианской культуры не существует. Она всегда зависит от людей, ее создающих, ибо культура по своему определению, творение человеческое. Конечно, культура, созданная греховными людьми, будет отличаться от культуры, созданной святыми, но так как на земле нет абсолютно святых людей, то не может быть и абсолютно «правильной» культуры. То есть не стоит искать единый стандарт духовной музыки, живописи или архитектуры. Библия дает только принципы духовной культуры, но каждая поместная церковь или группа церквей может и должна развивать собственную культуру, которая также будет меняться со временем, так как будут меняться люди, создающие и практикующие эту культуру.