О семейной жизни - Доктрины
Поиск

Доктрины

Авторизация

Наш баннер


Кто онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Доктрины


О семейной жизни
"Любить ближнего, как самого себя есть 
больше всех всесожжений и жертв"

(Мк. 12:33)

ВОПРОС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ значение для всех людей, живущих на земле. Особенно это относится к христианам. Правильно решенные вопросы ее мьи и брака позволяют христианину, не оглядываясь назад, уверенно возрастать в Господе и продвигаться в духовном служении Ему. И наоборот, ошибки в браке и семейных отношениях «отбросили» от служения Господу тысячи ода ренных и способных братьев и сестер и еще многим тысячам положили камни преткновения в духовном росте, не говоря уже о печали и об отсутствии удовольствия в материальной жизни. Не напрасно говорят, что счастливый брак и святой семейный очаг - это предвкушение неба, а несчастный брак и неустроенный домашний очаг - ад в миниатюре.

Брак

Священное Писание говорит, что брак - это установленный Богом моногамный союз одного мужчины и одной женщины. Другие варианты брака категорически недопустимы для христиан. Поэтому активно навязываемые сегодня миром полигамные, однополые, свободные, гражданские и всякие иные браки должны быть абсолютно отвергнуты как греховные.

От начала Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2.18), и до сего дня люди чувствуют необходимость в создании семьи. Бог установил институт семьи, имея в виду много целей: это и взаимопомощь, то есть взаимная поддержка супругов в прохождении жизненного пути (Быт. 2:18), это и умножение рода человеческого (Быт. 1:27-28), это и взаимное воспитание и совершенствование характера мужа и жены как способ подготовки их к Небесному Царству (1 Пет. 3:7).

1. Библейский взгляд на брак

Ветхозаветные супружеские отношения значительно отличались от новозаветных. Бог установил в закон много правил, регулирующих семейные отношения, но, зная «жестокосердие» и неготовность народа израильского к тому уровню отношений, который был установлен Им в начале бытия, Бог допустил разводы для этого народа, а также не наказывал тех, кто устанавливал полигамные браки, хотя это было исключение из общих норм семейного поведения в Израиле.

Господь Иисус Христос восстановил первоначальное, высокое назначение брака. Он сказал: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала было не так» (Мф. 19:8). И объяснил: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Таким образом, те вольности, которые не наказывались законом Моисеевым, объясняются не другими взглядами Бога на брачную жизнь, а снисхождением к жестокосердию иудеев, для которых высокий идеал христианского брака был абсолютно неприемлем.

С пришествием Иисуса Христа на землю и провозглашением Его учения, брак снова обрел свое первоначальное достоинство как изначальное божественное установление. Впервые в истории после грехопадения, поставившего женщину в подчиненное мужу положение, она стала рядом с мужчиной как сонаследница вечной жизни. Вместе с приходом в этот мир Иисуса Христа, в жизнь стали входить совершенно иные ценности. Супружеская любовь в христианском понимании - это слияние трех начал - духовного, душевного и телесного. Это не просто чувство в ряду других чувств, а нечто такое, что совершает полный переворот в душе и мыслях человека, поднимает его на более высокий духовный уровень и сообщает ему новые силы. Например, об Иакове сказано: «...и служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29:20). Любовь, основанная только на влечении плоти, не может принести глубокого и устойчивого семейного единства. Так говорит не только Священное Писание, новесь человеческий опыт. Отсутствие духовной и душевной состав ляющей любви часто приводит семью к кризисам и разводам.

Отказ от взгляда на брак как на священный союз, установлен ный Самим Богом, разрушает его основную сущность - всестороннюю супружескую любовь, святость, верность и нерасторжимость. И там, где поколеблена христианская точка зрения на брак, он превращается в простое сожительство. При этом надо помнить, что по учению Священного Писания, само по себе влечение полов друг к другу не является злом и грехом, но оно может стать злом и боль шим бедствием, лишившись нравственного контроля. Сам Бог ски зал людям: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), и это было сказано после благословения «благословил и сказал...» (Быт. 1:28) Если же, не получив благословения Божьего, которое дается при бракосочетании, искать удовлетворения в чисто физической любим - это повлечет за собой только беды и слезы.

К сожалению, не всегда христианская церковь придерживалась правильного взгляда на брак. Уже в первые века стало распространяться мнение, что воздержание от семейной жизни есть признак большей святости чем супружество, хотя надо сказать, что безбрачие, как полная посвященность Господу и отсутствие семейных забот, действительно очень высоко ценятся Богом. Но при этом Писание неоднократно подчеркивает, что такое состояние не может быть всеобщим и тем более обязательным. «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12), - учил Христос. То есть только отдельные люди, способные вместить нелегкий удел жизни полного посвящения, способны отказаться от супружества. Однако Западная церковь уже с IV - V века начала вводить обязательный обет безбрачия для всего духовенства. По учению Священного Писания, безбрачие допустимо только ради Царства Божья, а не ради духовной карьеры в церкви, традиции или других подобных причин. Оно возможно в силу индивидуальных особенностей того или иного человека, но не как обязательное условие для духовного роста. Делать же безбрачие обязательным условием для служения совершенно недопустимо.

Из истории известно, что христианство иногда подозрительно смотрело на повторный брак, даже в случае смерти одного из супругов. Однако Апостол Павел, как видно из его посланий, в некоторых случаях признает его законность (Рим. 7:3; 1 Пет. 7:39), а молодым вдовам прямо советует выходить замуж (1Тим.5:14). Некоторые и поныне считают на основании слов Апостола Павла «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж...» (1 Тим. 3:2), епископ (пресвитер) не имеет права даже после смерти жены вторично вступать в брак. Но смысл этого стиха в том, что епископ должен хранить чистоту брачного союза с одной, а не с несколькими женами одновременно. Это напоминание Апостол Павел делает в связи с широко распространенной среди языческого мира того времени полигамией, то есть браком одного мужа с несколькими женами одновременно.

2. Равенство или единство в браке?


Христианский брак всецело зиждется на учении Христа и Его обе-тованиях. Христос, возрождая и преобразуя верующего человека, преображает также брачный союз, охраняя его от эгоизма, который является доминирующим в невозрожденном человеке. Супружество верующих людей освящается присутствием Самого Бога.

Истинный христианский брак не имеет ничего общего с домостроевским принципом владычества мужа над женой либо языческим принципом матриархата (главенствующей роли женщины над мужчиной). В то же время Христос нигде не говорит о равенстве мужа и жены в браке, ибо равенство как таковое, невозможно в связи с физиологическими, функциональными и другими различиями мужчины и женщины. Муж никогда не сможет выполнить кое-что из того, что может сделать только женщина и наоборот, есть вещи, которые безусловно лучше может сделать мужчина, чем женщина. Христос провозгласил для мужа и жены принцип гораздо более высокий, чем равенство - принцип единства.

Христос указал, что с точки зрения Бога, муж и жена не представляют собой двух обособленных созданий, живущих рядом друг с другом. Перед Богом муж и жена являют собой нераздельную плоть. Вряд ли люди, живя на земле, смогут до конца понять, почему это так и как именно это происходит, ибо в их глазах муж и жена предстают как две самостоятельные личности, о которых можно спорить - кто из них больше? Кто кому должен подчиняться? Но Апостол Павел пишет: «Тайна сия велика» (Еф. 5:32), и хотя мы не вполне понимаем, как двое становятся одной плотью, Священное Писание категорически заявляет, что это так. Если же муж и жена составляют одно тело, то надо ли говорить об их равенстве? Безусловно, каждая часть тела равноправна с любой другой частью этого же тела, но функционально каждый член тела имеет разное назначение. В семье муж выполняет функции главы, жена - домоправителя (1Тим. 5:14). Но это не значит, что муж безраздельно распоряжается женой, а жена бесправно подчинена мужу. Это значит, что каждый член тела должен правильно выполнять свою роль на своем месте.

В мире очень много говорится об эмансипации, которая теоретически трактуется как предоставление женщине равных с мужчиной прав, а на деле является смешением обязанностей мужчины и женщины. На практике лозунг равенства мужчины и женщины привел к тому, что женщина в семье выполняет одновременно обязанности матери, хозяйки, домоправителя и в дополнении несет на себе чисто мужские обязанности - работа на производстве, обеспечение необходимого материального уровня жизни, решение главных семейных вопросов и т.д. Это крайне ненормальное явление. Христос около двух тысяч лет назад указал, что семья должна быть построена на принципе единства, ибо во Христе нет ни мужского пола, ни женского (Гал. 3:28).

Единство в семье предполагает тесный и глубокий обмен мыслями между супругами, общность интересов, взглядов, решений и имущества. В семье не может быть «мое» и «твое», там все «наше». Единство означает общность невзгод и скорбей, радости и веселья. И основой единства является любовь.

Естественное начало любви проявляется как предпочтение одного любимого существа всем другим. Духовное же начало наполняет любовь истинным содержанием и определяет ее глубину и величие. И если влюбленность как влечение со временем может исчезнуть или угаснуть, то духовная составляющая любви как проявление тайны Божьей с годами возрастает все больше, приобретая прекрасные, божественные черты. Даря друг другу любовь супруги получают ее обратно приумноженной и обогащенной. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Это требование ведет свое начало от божественной заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). То есть супруги призваны любить друг друга не так, как они любят самих себя (хотя и это очень высокое требование), но как Христос возлюбил их. То есть любить до самоотдачи, любить в готовности жертвовать друг для друга собственным мнением, временем, эгоистическими желаниями и т.д.

Подход к браку как к единству мужа и жены логически отвергает саму возможность развода, так как развод, по сути дела, это раз­рушение единой плоти. О вреде разводов говорит не только Священное Писание, но и исследования психологов, социологов и фи­лософов. Все они прекрасно понимают, что семья и супружеские отношения являются индикатором морального состояния как отдельных людей, так и целого общества. Достаточно вспомнить, что распад и разложение Римской империи начались с общей деморализации и прежде всего с распада семей. Поэтому для членов евангельских церквей разводы немыслимы и недопустимы.

Однако проблема брака и семьи становится, к сожалению, не только проблемой мира, но и проблемой современного христианства. В настоящее время не всегда христианские браки отвечают своему высокому назначению, и это происходит по одной единственной причине - из-за недостаточно тесного духовного контакта со Христом мужа и жены как до брака, так и после начала семейной жизни. На практике эта единственная причина выражается в бесконечно разнообразных проявлениях. Чаще всего неудачная семейная жизнь предопределяется еще до брака. С одной стороны - неверным выбором спутника жизни, а с другой - неправильными добрачными взаимоотношениями.

3. Выбор спутника жизни


Выбор спутника жизни - это очень серьезная проблема, так как христианский брак заключается на всю жизнь и прекращается лишь со смертью одного из супругов. Если люди правильно вступают в брак - у них никогда не будет вопроса о разводе, ведь совершенно очевидно, что когда люди разводятся, то они этим показывают, что вступили в брак неправильно. Но развод, вместо того, чтобы разрешить одну трудную задачу, ставит на ее место целый ряд новых, еще более трудноразрешимых задач.

При выборе спутника жизни следует четко понимать, что христианин может вступать в брак только с искренним чадом Бо-жиим. Господь запрещает брак с неверующими. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор. 6:14), - пишет Апостол Павел. Иногда сатана усыпляет бдительность чада Божьего тем, что вселяет надежду, что будущий супруг под действием верующей стороны также впоследствии станет верующим. Но опыт показывает, что чаще верующая сторона в такой ситуации отходит от Господа, чем неверующая обращается к Господу. Хотя бывают и исключения.

Очень важным условием успешного брака является общность духовных интересов, а также одинаковость в понимании главных житейских вопросов, дел, обстоятельств. Один известный проповедник писал: «Если Бог призывает вас к определенному служению, знайте, что это не Его водительство, когда вы избираете себе спутника или спутницу, призванных Богом к совсем иному служению, чем вы. Господь не создает таких невозможных положений». То же можно сказать и в отношении житейских вкусов, привычек и интересов. Успешный брак возможен только в случае, когда у супругов много общего в этих вопросах.

Чистый и святой брак в большой мере зависит от чистоты добрачных отношений. Если молодые люди не проявляют нравственной чистоты до брака, то ее очень трудно будет сохранять в самом браке. Никакие интимные отношения, даже поцелуи, не должны иметь место до брака. Лучшим советом, который можно дать молодым детям Божьим в добрачный период, является напоминание о том, чтобы при встрече (всякий раз) они имели совместную молитву. Это лучше всего удержит их чувства и эмоции под контролем Божьим.

Почти все люди, а особенно молодые девушки, желают вступить в брак В вопросе брака главное - довериться Богу, ждать Его ответов и указаний и не торопиться предпринимать свои собственные действия, продиктованные желанием плоти. «Предай Господу путь твой и уповай не Него, и Он совершит.» (Пс. 36:5). Это обетование верно во всех отношениях, а также в вопросе брака. Если доверить этот вопрос Господу, а все свое внимание «переключить» на дело Божье и на собственное возрастание во Христе, то Бог найдет и Сам пошлет подходящего супруга. И тогда брак будет соответствовать всем идеалам христианского союза. Если же предпринять свои собственные усилия, чтобы кому-то понравиться, завладеть чьим-либо сердцем, брак может быть заключен и даже освящен молитвой Церкви, но вряд ли он будет успешным, так как не Бог в этом случае соединил супругов.

В практической жизни, особенно среди новообращенных, нередки случаи, когда к Господу обращается только один из супругов. Священное Писание настаивает, что в таком случае, «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена Неверующая освящается мужем верующим» (1Кор. 7:12-14). Как железный предмет, соприка­саясь с магнитом, намагничивается, так, подобно этому, святость жены непременно имеет благотворное влияние на характер и поведение неверующего мужа, даже если в первое время неверующая сторона возмущается и бурно выражает свое неудовольствие. Более того, верующая жена после обращения к Господу должна во всех семейных аспектах вести себя по-христиански, несмотря на то что муж не ведет себя подобным образом. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову житием жен своих без слова приобретаемы были» (Шет 31) То есть, жене, даже с неверующим мужем, непозволительно проявлять непокорность, желание главенствовать в доме. Ни в коем случае нельзя терроризировать неверующего мужа, уклоняясь от него или бойкотируя в приготовлении пищи или не разговаривая с ним, в надежде, что это приведет его к Господу и «заставит» обратиться ко Христу; такое поведение есть прямое нарушение заповедей Христовых. Все это необходимо помнить и братьям, имеющим неверующих жен. Но повиновение неверующему мужу, равно как и угождение неверующей жене, должно оказывать до того предела, за которым начинается явное нарушение воли Божьей. Некоторые, по ' настоянию неверующих мужей, идут на явный грех. Нужно помнить, что верующая сторона должна угождать неверующей во всем, кроме греха.

Таким образом, если супруги с самого начала знакомства строят свои отношения исключительно на Слове Божьем а не на собственном рассудке и советах мира сего, брак, безусловно, будет счастливым и семья здоровой. Также, если хотя бы один из супругов начал во всех проявлениях семейной жизни опираться на Слово Божье - это верный залог успешного брака.
4. Семейный алтарь

"А я и дом мой будем служить Господу"
(И. Нав. 24:15)

Верующие не мыслят своей жизни без Слова Божьего и молитвенного служения Господу. Совместное чтение Священного Писания и совместная семейная молитва являются прочным основанием, на котором созидается благополучие христианской семьи.

Нет ничего более благословенного в жизни верующих семейств, как общее семейное поклонение Богу. «Нет ничего другого, что так развивало бы и углубляло в них и в их детях благоговение, святой страх и любовь к Богу, и что так полно и всецело изглаживало бы разногласия и трудности, как семейный алтарь», то есть время, отделяемое в семье для совместного чтения Священного Писания, разбо­ра прочитанного и общей молитвы. Когда вся семья собрана для совместного поклонения Богу - все недобрые чувства и мысли рассеи­ваются и исчезают. Не могут муж и жена, совместно поклоняющиеся Богу, не быть в духовном общении друг с другом. Если и возникают между ними недоразумения, то супруги быстро примиряются.

Семейный алтарь необходим каждой верующей семье. Не могут верующие родители оставить лучшего наследия своим детям, чем память о детских годах, когда родители и дети вместе преклоняли колени вокруг Слова Божьего и возносили свои молитвы и сердца к Престолу Благодати. Трудно допустить, чтобы дом был во всем христианским, если он не имеет семейного алтаря, и чаще всего семейные неустройства возникают тогда, когда алтарь этот разрушен или находится в запустении.

Обратившись к Господу или только заключив брачный союз, следует немедленно воздвигнуть в своей семье алтарь Богу. Лучше всего отделить для этого строго определенное время дня, чаще всего - сразу же после вечерней трапезы или перед сном. Начните с последовательного чтения Слова Божьего (глава за главой). Читайте каждый день по главе или логически заключенному отрывку главы. После этого желательно обсудить прочитанное, дать возможность детям задать интересующие их вопросы. Затем пусть вся семья преклонит колени для молитвы и пусть каждый член семьи помолится вслух. Бывают дни, когда времени для молитва остается мало, тог­да только отец или мать молятся вслух, но непременно должно найтись время для такого совместного молитвенного общения, в котором дети и родители могли бы участвовать в общей молитве.

Вполне нормально, чтобы отец, как глава семьи, руководил семейной молитвой. Но время от времени обстоятельства могут потребовать, чтобы это делали и другие члены семьи. Если муж еще не чадо Божье, но не противится, чтобы жена руководила семейной молитвой, то пусть она это делает. Иногда кто-нибудь из детей постарше может читать Слово Божье и руководить общей молитвой, если, конечно, родители на это согласны. Если в семье есть маленькие дети, то хорошо, хотя бы раз в день, сверх обычного чтения Слова Божьего читать небольшой отрывок из какой-нибудь евангельской книги для детского возраста с добавлением необходимых пояснений или просто рассказать детям на доступном для них языке некоторые евангельские истины или житейские истории с библейскими выводами.

Если общая молитва происходит в семье дважды в день, то полезно во время одной из них читать что-нибудь из христианских сборников для ежедневного чтения. Но не следует забывать, что ежедневно необходимо читать Священное Писание, всегда отдавая Ему предпочтение. Иногда бывает трудно найти время для такого семейного молитвенного общения, но надо научиться жертвовать другими важными делами, ибо иметь христианскую семью без семейного алтаря невозможно.

Чтобы начать, а затем регулярно проводить семейную молитву, нужна серьезная решимость и настойчивость, но зато ее плоды безмерно вознаграждают всех детей Божьих за их верность и стойкость. Каковы бы ни были трудности в отношении семейной молитвы, ни в коем случае не оставляйте ее. В семейном молитвенном общении даже и наиболее застенчивые молодые верующие учатся открывать свои сердца перед Господом в молитве вслух. В семейной молитве легче открывать свои нужды и переживания Господу и делать это без стеснения и страха. Для семейной молитвы можно использовать всякую общую трапезу, перед началом которой можно возносить Господу не только просьбы об освящении пищи, но и другие общие нужды.

К сожалению, уходит в прошлое очень добрый христианский обычай семейных песнопений. Если члены вашей семьи хотя бы отчасти имеют склонность к музыке - очень хорошо перед едой и перед сном вместе спеть один или несколько куплетов какого-нибудь псалма. Это имеет цементирующее, объединяющее действие на всю семью.
Таким образом, во всяком христианском доме семейная жизнь должна основываться на совместном поклонении Богу в чтении, молитве, песнопении. И всякий дом, имеющий семейный алтарь, будет стоять непоколебимо.

5. Дети

Священное Писание указывает, что дети - это великий дар Божий для семьи. К сожалению в наше время многие люди не желают иметь этот дар, опасаясь неудобств и трудностей, неустроенности и других сложных обстоятельств жизни. В основе этих опасений чаще всего лежит эгоизм и самолюбие, хотя, безусловно, внешние обстоятельства не всегда способствуют росту семьи. Но в большинстве случаев христиане сознательно ограничивают силу Божью в своей жизни, не доверяя Богу. Количество детей в семье - это вопрос, зависящий прежде всего от Бога, а также от согласия родителей.

Священное Писание нигде не говорит о методах регулирования рождаемости, оставляя этот вопрос на совести родителей, но следует четко и ясно помнить, что всякие методы регулирования, связанные с какой-либо формой абортирования, то есть человекоубийства, есть грех, за который Бог определит строгую и заслуженную меру наказания (Отк 22:15).

Христианство начинается с семьи и дома. Семья в Священном Писании уподобляется цветущему саду, за которым необходимо не­престанно ухаживать. «Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8), - пи­шет Апостол Павел. То, что ребенок приобретает в семье с раннего детства, остается с ним на всю жизнь. Об этом же свидетельствовал Апостол Павел, когда писал Тимофею о своей уверенности, что в сердце Тимофея обитает та же нелицемерная вера, которая обитала и в сердце его матери и бабки (2Тим. 1:5). Таким образом, Апостол Павел соглашался с необходимостью христианского воспитания в семье.

Воспитание в семье отличается тем, что оно происходит постепенно и чаще всего незаметно. То есть, родителям надо постоянно помнить - что бы они ни делали, что бы они ни говорили - все это оказывает влияние на их детей. Детское присутствие незаметно, но истинное влияние родителей на детей происходит не тогда, когда родители произносят назидательные монологи, а тогда, когда они просто живут и своим примером - добрым или худым - воздействуют на своих детей. Никогда не следует забывать, что дети - это бессмертные души, врученные нам Богом. И как дар Божий, они прежде всего принадлежат Ему. Верующим людям совсем не безразлично, какими вырастут их дети. Все родители хотели бы видеть своих детей истинными христианами. Поэтому с самого начала необходимо заложить в сердце ребенка веру в Бога и Его грядущее царство истины и любви. Это избавит его от ощущения случайности и бессмысленности человеческого бытия, вселит в детское сердце страх Божий и любовь Христову.

Ребенок в семье прежде всего должен научиться молиться. Причем делать это следует как можно раньше. Один миссионер говорил: «Всякое дитя язычника, которое в состоянии говорить, - уже молится. Матери их воспитывают в них уважение к их богам до того, как они начинают говорить. Так делают язычники. А мы??? Господь ожидает от нас истинного смирения и в воспитании наших детей». Неко­торые возражают, что дети не знают, как молиться и о чем. Но разве взрослые это знают? Мы не понимаем сущности Бога, к которому взываем, однако мы молимся Богу. И если дети не будут знать, о чем молиться, то, как написано, «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26), то есть будет лучше, чтобы они открыли свои уста, чем промолчали. Кроме того, часто мы недооцениваем религиозные чувства детей, молитвы которых бывают более сердечными и проникновенными, чем подобные молитвы взрослых. Иначе Священное Писание не говорило бы: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3 сравни Мф. 18:1-4).

В верующей семье ребенок должен научиться регулярному чтению Слова Божьего и посещению богослужений. В его плоть и кровь должно войти не столько содержание Библии, сколько сознание, что Библия - это истинное Слово Божье, единственный путеводитель и критерий истинности всех жизненных поступков.

К Дому Божьему дети должны питать особую любовь. Пример этой любви мы находим в жизни Самого Иисуса Христа, который в 12 лет говорил родителям: «Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2:49). Его влекло в Дом Божий присутствие там Самого Бога. Детей также надо приучать к богослужениям, но делать это следует тактично и неназойливо.

Но главное, чему должен научиться ребенок, - это желанию жить свято. Прежде всего ребенка следует воспитывать в любви к ближнему. Бог есть любовь, и быть похожим на Него - значит любить ближних. Этот христианский закон должен знать каждый ребенок И не только знать, но и стараться жить по нему. По природе все дети эгоистичны: они очень неохотно отдают, часто завидуют другим. Надо помочь им освободиться от этих недостатков. Приучайте детей делать услуги младшим, жертвовать чем-то для друзей, уважительно относиться к старшим, особенно к престарелым. Во всем указывайте на пример Христа. Пусть детское сердечко более всего полюбит Его.

Детям нельзя позволять делать все, что им заблагорассудится. Их следует приучать к определенным правилам высоконравственного поведения. Но надо помнить, что ребенку бесполезно говорить общие правила. Например: «Живи честно». В основном дети знают, что им надо делать, а чего нельзя делать, но им нужны не правила, а направляющая сила, способная заставить их делать добро. В каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход - иногда, по совету мудрого Соломона, следует применить к ребенку определенную меру наказания: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:24). Разумеется, подобная форма дисциплинирования не должна превратиться в систему и единственный метод воспитания. В другом случае надо пробудить совесть ребенка, поставив его в определенные условия, способные воздействовать на тонкие струны его души. Но при этом очень важно не переступить черту, за которой начинается унижение личности и непризнание его человеческого достоинства. Детская душа исключительно чуткая и восприимчивая, детей глубоко ранит проявление бестактности, грубости, которые могут на всю жизнь искалечить эту душу, разрушив веру в добро.

В каждом ребенке есть задатки хорошего. Надо их пробудить и развить, упражняя в добрых делах. Для этого нужно показать, как именно делать добрые дела и какое это несет счастье и преимущество. Многие дети не стали бы орудием в руках дьявола, если бы их своевременно правильно наставили и направили к Богу. Детей надо учить правильно мыслить и чувствовать. Делать это надо в игре, в беседе, в ответах на их вопросы. Дети от природы чувствительны, нравственны и целомудренны, но они могут растерять эти чувства и в 5-6 лет жестоко мучить животных, быть бессердечными. Чаще всего это результат плохого окружения и влияния улицы. Чтобы избежать этого, надо не только контролировать детские контакты, но и по возможности ограждать детей от всего, что может отравить неокрепшую душу.

Ни в коем случае не следует разрешать детям смотреть по телевидению или в кинотеатрах программы, не соответствующие их возрасту Надо строго оградить детей от безнравственных картинок и книг, от всего, что ожесточает и портит вкус. Но это только полдела. Защитив от пагубного воздействия, надо одновременно дать простор для благотворного влияния. Только запретами ничего сформировать невозможно. С раннего детства надо приучать детей к классической и духовной музыке, к серьезным произведениям искусства. Очень важно распределить день ребенка таким образом, чтобы у него не было бесконтрольных «пустых» часов ничегонеделания. По возможности, кроме обычной средней школы, ребенок должен заниматься либо в музыкальной, либо в художественной школе, посещать технические, модельные либо вокальные кружки и студии. Все зависит от возраста и склонностей ребенка. Возможны занятия физической культурой. Но они не должны перейти в увлечение спортом, особенно его игровыми видами (футбол, хоккей и другие), которые развивают в ребенке азарт и обостренное желание победы любой ценой.

У детей как можно раньше следует формировать волю и работоспособность, и делать это легче всего, если увлечь ребенка интересным делом, особенно если оно служит ему вознаграждением. Но не следует путать волю ребенка с детским упрямством. В 2-4 года своим упрямством дети могут буквально тиранить своих родителей. Если до 5 лет не научиться управлять этим упрямством, то оно может принести много горя самим детям и их родителям. Часто упрямым и избалованным делает ребенка слепая любовь родителей, которые бесконтрольно потакают любым желаниям своего чада.

У детей могут быть хорошие и плохие привычки. Они образуются в результате многократных повторений одного действия. Например, если дети лгут и остаются безнаказанными, то ложь может стать для них привычным делом. Детям следует указывать на их ошибки, проступки, а также поощрять их добрые дела. Таким способом можно пресечь плохие привычки и сформировать хорошие. Наиболее распространенными детскими привычками являются легкомыслие и безделье. Легкомыслие проявляется в том, что дети несерьезно относятся к любой работе. Им кажется, что вся жизнь - это игра, наслаждение и развлечение. Нельзя лишать детей игры и развлечений, но надо учить их в нужное время оставить игру и отнестись к определенному делу серьезно и сосредоточенно. Лучший способ для этого - дать возможность ребенку поучаствовать в каком-либо домашнем труде, выполняемом родителями.

Часто у детей появляется склонность к тщеславию, к самолюбованию у зеркала. Этому могут способствовать родители, восторгающиеся своими «умными» и «красивыми» детьми. Еще одно зло - задиристость - зарождается как следствие зависти и недоброжелательности. Но особенно трудно бороться с лживостью детей. Ложь ни в коем случае не должна оставаться безнаказанной. С юных лет дети должны научиться послушанию. Хорошо, когда послушание становится второй натурой ребенка. Дети должны приветливо относится ко всем людям, ведь приветливость - это признак всех христиан. Главное же - дети должны привыкнуть к христианским основам поведения, то есть научиться отказываться от всего того, что не к лицу христианину. Однако это очень тонкое дело, так как дети, даже обращенные к Богу и освященные в христианской семье, все же не являются возрожденными, и мир манит их своими прелестями. Поэтому нельзя полностью отгораживать детей от мира и заточать их н «неприступную башню из слоновой кости», но надо постоянно контролировать влияние мира на детей верующей семьи и раскрывать обманчивость, лживость и пустоту мирских увлечений и приманок

Видение мира ребенком не должно искажаться ни черными, ни розовыми очками. Уже с ранних лет человек должен знать, для чего он живет и в чем его главное назначение. Для этого надо повиноваться призыву Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им при ходить ко Мне» (Мф. 19:14). Дети - это чудесные создания Божьи и сами родители должны быть приготовлены к тому, чтобы воспи тать их достойными гражданами неба и земли. Поэтому очень важ но установить в семье атмосферу подлинного христианского доверия и взаимопонимания между всеми ее членами.

В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Заветов, неоднократно подчеркивается важность повиновения детей своим родителям. За повиновение родителям Бог обещает детям долголетие на земле (Еф. 6:1-3; Исх. 20:12). Но нередко возникает вопрос - до какого возраста дети должны повиноваться родителям? Сразу следует сказать, что дети остаются детьми до тех пор, пока живы их родители, и почтение к родителям должно проявляться на протяжении всей их жизни. При этом не важно, являются ли родители верующими или нет; на каком духовном уровне они находятся или они вообще не верующие. Почтение и повиновение должно проявляться в любом случае. Однако есть два условия, которые ограничивают повиновение родителям. Во-первых, дети не должны повиноваться родителям больше, нежели Богу Если родители требуют от детей действий, нарушающих волю Божью, - дети могут и должны не повиноваться этому. Если человек делает грех - он не будет оправдан тем, что на этот грех его толкнуло повиновение родителям. За такой грех Бог взыщет и с родителей, и с чада.

Во-вторых, родители взрослых детей не должны ограничивать свободу своих детей мелочной опекой. Дети, достигнув совершеннолетия, выступают перед Богом как самостоятельные личности, вполне ответственные за свои поступки. И если родители подменяют решения детей своей собственной волей, они вторгаются в область недозволенного. Слово Божье напоминает родителям: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф. 6:4).

Если родители не выполняют Божьих установлений, относящихся к ним, то они могут быть уверены, что и дети не будут выполнять свою часть. Если родители раздражают своих детей постоянным унижением, волевым давлением и ограничением свободы индивидуальных решений, то вряд ли дети будут отвечать родителям покорностью и послушанием. Взаимопонимание родителей и детей - это единый процесс, который не может быть основан только на одной заповеди - повиновение детей родителям. Семья будет по-настоящему евангельской только в том случае, если родители со своей стороны будут выполнять волю Божью в том, чтобы не раздражать своих детей. Но и здесь нельзя переступать ту грань, за которой родители, стараясь не раздражать своих детей, становятся пособникам в их грехах.

Бывают случаи, когда и родители и дети нарушают свои обязанности друг ко другу, и восстановить мир в такой семье непросто. Родители продолжают оказывать давление на детей, ссылаясь на то, что дети не повинуются. Дети (обычно подростки) упорствуют в своем неповиновении, объясняя это тем, что родители раздражают их тем или другим. Образуется порочный замкнутый круг, который, подобно снежному кому, подогреваемому сатаной, обрастает взаимными обвинениями и недоброжелательностью. Существует только один способ выйти из такого состояния...

Категория: Доктрины | Добавил: Dreher (30.08.2010)
Просмотров: 1843 | Комментарии: 1 | Теги: О семейной жизни | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
1  
Существует только один способ выйти из такого состояния. Суть его не в том, чтобы добиться справедливости и наказания виновных, а в том, чтобы одна сторона начала выполнять свои евангельские обязанности по отношению к другой стороне, несмотря на то, что та, другая, сторона еще не выполняет своих обязанностей. Это очень трудный путь, но это путь Самого Христа.

Таким образом, будем помнить, что семья как установление Бо-жие является благословенной школой истинной любви и верности. «Быть отцом и матерью, - писал Ф. Шлейермахер, - это великое призвание Божье. Это одновременно и школа, и церковь, и общество, и государство». Поэтому будем особенно внимательны в семейных взаимоотношениях.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наша Церковь

Общение

Фотоальбомы

Навигация

Друзья сайта
Ходатаи молитвенники, Молитва за мир, молитвенное служение, ходатай

Христианские фонограммы и минуса