Поиск

Доктрины

Авторизация

Наш баннер


Кто онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Важно!


Беседа с Никодимом
09.02.2014, 22:52

Всё, что будет написано ниже, имеет одну-единственную цель: таким образом (с помощью написания этого текста, подобно тому, как другие разговаривают сами с собой) я пытаюсь кое-какие вещи уложить в свою собственную голову. Это ни в коем случае не есть разработка какого-нибудь нового или старого «библейского учения». Нечто вроде лекции для самого себя. Вывешиваю в сети на тот случай, если поможет кому-нибудь ещё. Если всё это чушь — отрицательный пример тоже пример:) В любом случае — ничего нового здесь нет, одни банальности.


В предыдущем посте я обратился в окружающую меня блогосферу с вопросом: мог ли ребе Никодим что-либо знать о рождении свыше, и если мог, то откуда? Есть ли в тексте Ветхого Завета что-нибудь, говорящее о необходимости такого рождения?

Конечно, ответ у меня в принципе уже был готов, но мне было интересно, что думают об этом христиане разных убеждений (что думают правоверные баптисты мне более-менее известно). Интересны ассоциации, возникающие у христиан при чтении этого диалога: что и как там могло быть связано с предшествующими Писаниями. А также хотелось авансом узнать, не пропустил ли я в своих рассуждениях какую-нибудь важную деталь. Парочку действительно пропустил, добавил их уже в ходе написания этого рассуждения. Благодарю всех комментаторов, не пожалевших времени и сил на то, чтобы объяснить мне свою позицию.

Итак, рассуждение на тему беседы Иисуса Христа с ребе Никодимом.

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
(Иоан.3:1-12)


Я намеренно ограничил отрывок двенадцатым стихом, поскольку дальнейший ход беседы выходит за рамки рассматриваемого мною вопроса (хотя так или иначе о нём тоже придётся поразмышлять, потому что он неразрывно связан с моим отрывком). А вопрос я ставлю так: мог ли Никодим, или кто-либо другой в Израиле того времени, знать о таком предмете, как рождение свыше, и если мог, то каков источник этого знания? Мне хочется провести в этом вопросе некую параллель (может быть даже не одну) между Ветхим и Новым заветами, увидеть не просто преемственность двух откровений, а их единство. И ещё одна важная проблема, которой я хочу коснуться в своих рассуждениях на эту тему: какую роль в принятии Божественной вести играет текст Библии, и в чём состоит его непогрешимость? Решить эту проблему (тем более рассматривая лишь один отрывок Писания) я, конечно, не смогу, но определить для себя некоторые общие принципы попытаюсь.

Итак, однажды ночью к Иисусу пришёл один из влиятельных израильских учителей Никодим. Важно, что он был фарисеем, то есть, насколько я понимаю, знатоком Писания и ревностным хранителем основанных на Писании традиций. Время визита могло быть обусловлено желанием сохранить его в тайне (в таком случае беседа происходила около полуночи), либо наоборот, это было обычное время для раввинских состязаний, сразу после заката солнца, когда из-за темноты уже невозможно трудиться физически, но вечерняя прохлада пробуждает в человеке энергию, которую лучше всего выплеснуть в соревнованиях ума. В первом случае он должен был прийти один, во втором — с группой учеников, дабы продемонстрировать им искусство красноречия и находчивость, необходимые настоящему раввину. Однако это уже не столь важно, потому что проявить красноречие Никодиму не пришлось. Дело в том, что он даже не смог сформулировать цель своего прихода, не успел задать никакого вопроса. Он только сказал: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.» Чем интересна эта фраза? Фактически Никодим признался, что находится в тупике: он узнал нечто, и ему (а может быть и всем прочим фарисеям, если визит был всё-таки полуночным) нужно как-то пристроить это знание в своей голове. А для этого нужно выяснить, кто же таков Этот, творящий такие чудеса. Именно этого вопроса Никодим и не успел задать, как Иисус перебил его. И я думаю, что успей Никодим спросить, беседа должна была пойти по другому руслу, и мы не узнали бы много важного.

Но всё-таки вернёмся к незаданному вопросу. Я думаю, важно, что не задал его именно авторитетный учитель из фарисеев. Здесь нужно отвлечься и выяснить, кто такие фарисеи, и почему именно дискуссиям с фарисеями уделено в Евангелиях так много места. Библия не даёт нам определения этого слова (ну разве только «порождения ехидны»). Однако показателем для нас могут служить слова «итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:3) Это, на мой взгляд, исчерпывающая характеристика, показывающая, что фарисеи обладали правильным вероучением, следовательно, как минимум, умели правильно толковать Писание. Однако этого было недостаточно. А может быть, вообще нужно было что-то другое. Но, как бы то ни было, у них было всё для того, чтобы узнать в Иисусе — Христа.

И тут придётся отвлечься ещё раз и поговорить о Христе, как о предмете ожиданий фарисеев. Опять же, в тексте Ветхого завета нет прямых указаний на то, что должен прийти Христос — Спаситель всего мира. То есть, обещание Аврааму, что в его потомстве благословятся все земные племена, вполне можно считать сбывшимся уже потому, что евреи действительно служат благословением для народов, которые дают им приют, потому что именно они движут бизнес, науку и культуру в большинстве стран мира. Так что прямым указанием на конкретную личность это обетование назвать нельзя. Также и обетование, данное Моисею: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор.18:15), тоже не говорит именно о Мессии. Пророков было воздвигнуто много, и иные из них имели силу великую. Кстати, сами пророки тоже не говорили ничего конкретного о приходе Мессии, так, чтобы было ясно — это только о Нём и больше ни о ком, и уж точно не употребляли выражение «Сын Божий». Даже «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14) в оригинале всё-таки не имеет прописных букв, а без них — ежедневно множество дев принимают во чрево, и детей частенько называют чудно (впрочем, к этому стиху мы ещё вернёмся). Или Ис.9:6 — что подразумевалось под этим даянием Младенца? Тем не менее, фарисеи, судя по всему, все эти пророчества трактовали однозначно: это о Христе, о Мессии. Почему? Наверное, потому что они ждали человека, который спасёт Израиль от засилья язычников, и самих язычников победит. Потому что все евреи, начиная с Авраама, страдали от языческого окружения. И чем дальше — тем сильнее. Так же все евреи, начиная с Иакова, знали, что возлюблены Господом, значит, Он их не оставит на погибель, как происходит с другими народами. И ещё имеет значение множественность пророчеств, указывающих на грядущее царство, грядущую милость Бога к Израилю. А уж псалмы просто переполнены ожиданием. Поэтому открытым текстом говорить и не требовалось: дух Ветхого завета — дух ожидания избавления и Избавителя, Который должен явиться в силе, намного превосходящей силу человеческую, и быть законным царём из племени Давида. Должно произойти не просто восстановление царства Израильского в силе царства Давида, но полное изгнание, а может быть и уничтожение язычников. И что самое интересное — это ожидание не было скрыто даже от окрестных народов: ведь пришли же некие иностранцы — волхвы с востока — чтобы поклониться именно Царю иудейскому, хотя, казалось бы, какое им-то дело до чужого царя. Ну разве что, когда будет уничтожать, вспомнит и смилуется. Купить милость за ладан и золото хотели.

В общем, это и предстало пред глаза Никодима — человек из рода Давидова, творящий чудеса, которые может творить только Бог, поэтому он и пошёл к Иисусу ночью — удостовериться в том, что его глаза ему не лгут. Или лгут. Незаданный вопрос Никодима: «Ты ли Тот, Кому надлежало прийти?»

Однако, как мы знаем, Иисус не дал ему задать этот вопрос, а перешёл сразу к следующей фазе разговора — о Своём царстве и возможности подданства в нём. Значит, глаза Никодима не лгали ему. Что само по себе провоцировало разрыв шаблона (а вы представьте себе, что человек, к которому вы пришли побеседовать, оказался вдруг самым могущественным человеком на земле, имеющим власть мгновенно вас уничтожить). Не говоря уж о том, что он услышал в подтверждение увиденному. А услышал то, что на самом деле хорошо знал, но в глубине души ужасно боялся, что это правда. Потому и переспрашивал. Итак: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». А именно: чудес не будет. Не будет некоей волшебной замены каменных сердец плотяными (Иез.11:19, 36:26), вернее, в этой замене не будет мистики и волшебства: взял и заменил сердца всем по родословному списку в один момент, и стали мы хорошими и безгрешными. Внезапно оказалось, что в процессе этой замены должен участвовать сам человек. Впрочем, не было и тут ничего внезапного, ведь никто не удивлялся словам Иоанна Крестителя: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» (Лук.3:8) То есть, опять же, давайте не будем доводить до чудес с сотворением детей из камней (и опять параллель: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Матф.12:39, 16:4)!) Сотворение достойных плодов покаяния — это и есть рождение (плод) обновлённого ума (покаяние). Всё понятно. Единственное, что непонятно: каким образом это сделать, чтоб было угодно вот Этому? Вопросом «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Никодим пытается перехватить инициативу в беседе в надежде, что глаза таки обманывают его, и Этот сейчас скажет что-нибудь... Но Этот говорит то, что не оставляет сомнений в том, что Он — Тот, Кому надлежит прийти, но совсем не тот, кого ждут.

Как родиться? Вопрос будто бы игнорируется, Иисус лишь усиливает Своё утверждение о необходимости рождения. Но на самом деле Он даёт совершенно исчерпывающий и вполне ветхозаветный ответ: обыкновенно, как рождаются все! В результате соития и познания друг другом в любви двух родителей: воды и Духа, для чего строптивая вода (плоть) должна Духу подчиниться. Как написано ещё в Быт.4:1 — Адам именно познал Еву, чтобы она приобрела человека от Господа. Неким неинформационным способом познания, способом вхождения внутрь, как бы ужасно это ни звучало. Тем способом, каким в пророчестве Исаии примет во чреве Дева, чтобы родить Сына по имени Эммануил. Это именно то, о чём говорил Осия в 6:6. Это то, чем полны псалмы и Песнь Песней — это любовь и познание в ней. Не информация о Боге с перечислением как можно большего количества имён и их значений и признаков, а готовность отдать себя Ему. Вера, как готовность. Только посредством этого и может родиться в человеке новый подданный Царства. Просто видеть (и даже творить) чудеса для этого вовсе не нужно. Чудеса это даже не знамения, это просто помощь страждущим, не имеющим избавления в обычном течении жизни. Подлинное знамение и свидетельство — рождение от Духа в ветхом смертном человеке нового, способного увидеть не только чудеса Царства, но и само Царство, и не только увидеть, но и войти туда и жить там, на что плоть неспособна по определению. Было ли это известно Никодиму? Было, конечно! Просто он не ожидал, что всё сложится именно в такую картину и именно в этот момент. Никодим на самом деле всё понял (да и зачем Иисусу было говорить всё это и дальнейшее человеку, неспособному понять), а главное — понял, что на самом деле вовсе не ждал прихода Царя. Потому что с этого момента он, как учитель, ничего не стоил, он вообще переставал существовать за ненадобностью, ибо наступило время, когда не нужно говорить «познайте Господа». Потому что Царь не только избавляет, но и требует (см 1Цар.8:11). Никодим испугался за себя самого, за свою жизнь, которую прямо вот тут необходимо было отдать, чтобы тоже исполнить Писание. Как испугался бы любой другой на его месте. Я бы, оказавшись вот так же перед лицом собственной смерти, испугался — точно. И испугался не только Никодим (потому в дальнейшем будет сказано «убили Его из зависти» — зависть это очень сложное чувство). Все дальнейшие действия правоверных иудеев продиктованы не только невежеством и упрямством, но в значительной степени страхом, который, как известно, повреждает ум более, нежели другие эмоции. Вот в этом страхе и проявилось неверие Никодима («Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» — все ветхозаветные земные образы сошлись в одной точке, и ты, вместо того, чтобы радостно вскричать и броситься Мне на шею, изумлённо переспрашиваешь?). Неверие — это боязнь или нежелание отдать Богу себя. Даже если понимаешь умом, что другого пути нет. И вот самое сильное свидетельство обвинения в неверии: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» Это вовсе не о том, что Дух может где-то хотеть дышать, а где-то не хотеть, как подразумевают современные христиане, цитируя эти слова, чтобы повеличаться друг перед дружкой, а о том, что человек, рождённый от Духа, становится зависимым от Него, как от Отца и Царя, который один только знает, что действительно нужно человеку, то, чего не знает плоть, для которой Дух — загадка, неизвестно откуда возникающая и неизвестно куда уходящая. Плоть несамодостаточна и всегда чему-то подчинена: страсти, похоти, азарту, голоду, жажде. Плоть подобна парусам, ловящим ветер и пытающим обуздать его. Слабый ветер помогает достижению цели, сильный — подчиняет себе. Дух же Сам — тот ветер, которому необходимо подчиниться, потому что Он дует туда, куда действительно нужно, и дует с нужной силой, Он не слепая стихия, а сама жизнь, путей которой мы не знаем. Рождённый от Духа подчиняется Духу, а не Дух подчиняется ему. Для фарисеев это было самым серьёзным свидетельством обвинения, поскольку они считали себя имеющими монополию на Духа (впрочем, многие современные христиане недалеко от них ушли, и это уже не обвинение, а констатация факта — плоть таки воинствует).

Итак: «Ты учитель, пришедший от Бога, потому что об этом свидетельствуют Твои чудеса.»
«Ты видишь чудеса и делаешь вывод из них. Вывод правильный, но что тебе с него? В Царство Моё войдёт не тот, кто может увидеть чудеса, а тот, кто рождается заново.»
«Родиться заново? Каким образом? Что я могу для этого сделать? Ведь Ты требуешь этого от меня!»
«От воды и Духа — только так можешь родиться ты новый в тебе старом. Да, нужно не просто хорошо подумать и принять решение, не просто удивиться и умилиться, не просто почувствовать благодарность, а именно впустить в себя Духа, чтобы получить от Него плод, потому что плоть, разум, эмоции — подвержены колебаниям, мечутся под ветрами жизни, а Дух Сам веет и управляет жизнью, и ты почувствуешь это, как только родишься от Него.»
«Как же это произойдёт?»
«Как и всё на земле, человек-свыше рождается от любви. Возлюбишь Господа всем существом своим — и войдёт в тебя, и познаешь, и примешь Духа от Него, и приобретёшь внутри себя самого нового человека, способного увидеть Царство Моё воочию. Земная жизнь — тень жизни в Моём царстве, образы, данные тебе, чтобы ты их узнал. Но если ты не доверяешь простому земному знанию, то с Небесным просто не сможешь познакомиться.»

Я думаю, слушая эти слова, Никодим должен был испытывать примерно те же чувства, какие испытывал Моисей перед горящим кустом или, скорее, Мария перед Ангелом, принесшим ей весть о рождении Сына. И как фарисей, он не просто мог всё это знать, он не мог не знать этого. Пусть даже думал совсем о другом. «Пришёл к своим, и свои Его не узнали» — это как раз о разрыве между знанием и мыслями. Наверное, эти слова Никодим тоже вспомнил.

Дальше как раз идёт пример связи земных образов с небесным их воплощением: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Иоан.3:13-15) Да, все нужные образы для понимания происходящего у нас есть. И самое главное: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.» (Иоан.3:16,17) Спасение будет не только Израилю. Спасение от Бога принадлежит всем народам. Суд будет не в том, что язычники будут уничтожены, а израильтяне получат награду за стойкость в ожидании. Суд будет в освобождении от греха. Евреи или язычники — всё равно. Последний разрыв шаблона для фарисея. Что сказал в ответ на это Никодим, и сказал ли что-нибудь вообще, мы не знаем. Да и нет никакой необходимости в ответе: кто понимает земное из ветхозаветных Писаний, тот поймёт всё.

Ждали — царя. Пришёл — Бог.
Ждали — для себя. Пришёл — ко всем.
Ждали того, кто похвалит за то, что выдержали массу испытаний, но при этом сохранили все тексты и предания. Пришёл Тот, Кто требует не сохранения, а преумножения (притча о минах/талантах).

Почему были неправы фарисеи? Потому что предание — тоже не то, что нужно. Предание это попытка передачи знающими своего опыта. Опыт любви, познания и рождения сначала кодируется в слова, потом передаётся желающим стяжать его. Но слова человеческие — испорченный телефон. Только слово Бога имеет настоящий смысл и вес. И передаёт его уже не предание, а Дух, Сам, Лично. Здесь нет алгоритма, формулы, это каждый постигает сам. Кто-то с помощью предания, может быть. Но как войти обратно в ту утробу — человеческим языком объяснить невозможно. Это просто нужно сделать.

Учение фарисеев на уровне понимания и усвоения информации — отличное. Учение на уровне знания и действия — никакое. Знание не равно информации, вера не равна пониманию. Знание — применение в действии, уподобление познаваемому. Вера — готовность к уподоблению и применению. Вот что услышал Никодим в словах Иисуса. Или не услышал. Но я думаю, что услышал, потому, что Иисус продолжал Свою речь, и в продолжении произнёс самые, наверное, известные и утешительные Свои слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»(Иоан.3:16) Человеку, который ничего не понял ранее, бесполезно было бы это говорить. Что же касается ошибочности «предмета ожиданий» — это не то, за что будет судить Господь, потому что Он знает ограниченность наших суждений. Он будет судить нас за упорство в ошибках перед Его лицом. То есть за то, что в своих вопросах проявил Никодим. Впрочем, у Никодима было время, чтобы произвести то, к чему призвал его Христос, спасительное время, которое есть и у нас.

Потому что очень часто этого призыва не слышим и мы, кто знает не только текст ветхого Завета, но и текст Нового, в котором всё ветхозаветное объясняется. Слова, поразившие древнего еврейского учителя в самое средоточие его жизни, нам представляются семечками, пройденным этапом. Заявлением «Дух дышит, где хочет» мы с удовольствием бьём друг дружку по головам, подразумевая, что Дух дышит там, где мы, а где наш оппонент — там Он не хочет дышать, уж мы-то знаем, поскольку мы лучше знаем тексты, языки, еврейскую и греческую культуру и историю, и у нас лучше подвешен язык. Или добавляем «...а спасает, где может», чтобы закрепить монополию своей конфессии или своего учения. Мы гордимся своим рождением свыше, потому что однажды под влиянием сильного чувства или обстоятельств произнесли несколько слов, в которых признали себя неправыми перед Богом. Но никакое рождение никак не означает того, что отныне мы в чём-то правы. Даже если оно в этот момент действительно произошло. Мы даже спрашиваем друг дружку: ты рождён? Ты спасён? Или утверждаем: ты нерождён, ты неспасён! Это те слова, которые нельзя произносить вслух, это именно тот случай, когда мысль изреченная есть ложь, потому что превращение знания в информацию зачастую уничтожает его. Что и произошло с фарисеями, превратившими учение из живого процесса познания в заучивание набора правил. Что может свидетельствовать о приходе Мессии? Чудеса? Да. Непревзойдённая риторика? Конечно. Бог может всё сделать и всё объяснить. Но подлинный Мессия — не тот, который снаружи, вовне, творит чудеса и объясняет их, подлинный Мессия — тот, который в сердце. Не тот, на которого мы пришли посмотреть, и даже не тот, о котором мы можем рассказать, как о внешнем по отношению к нам, а тот, которого мы стараемся показать, проявить в своей жизни, потому что он внутри. Я пишу с маленькой буквы, потому что держать в сердце и проявлять мы можем разное. И лукавство сердца человеческого тоже известно нам. И сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? Веру, как информационную осведомлённость — да. Веру, как способность ходить в храм или уделять от достатка своего немного для нуждающихся, т. е. исполнять предписания добродетельной жизни — найдёт. Веру, как готовность в любой момент отказаться от всего, что имеешь — ? Мытари и блудницы идут впереди, потому что им отказываться почти не от чего, терять нечего. Фарисеям нужно будет потерять ещё и своё богословие, которое они отстаивали и сохраняли. Современным христианам... можно, я не буду говорить, что придётся оставить мне, и чего мне оставлять не хочется?

Ну и раз уж я перешёл на личности, вспомнив самого себя, значит, самое время написать заключение к этому рассуждению. В рассмотренном мной отрывке помимо всего прочего есть след рекурсии: Иисус не просто вчистую выигрывает спор у одного из влиятельнейших спорщиков Израиля, Он ещё и доказывает, что для Царства самые правильные и веские богословские аргументы имеют столько же значения, что и чудеса — нисколько. Поэтому и я к своим рассуждениям отношусь с большой долей иронии. Вполне может оказаться, что они глупы и неправильны. В таком случае их ценность равна нулю и они никому не нужны и пропадут в пустоте интернета без следа. Вероятен и другой вариант: я понял и написал именно то, что имел в виду автор Евангелия. Но в этом случае мои размышления ничуть не прибавляют в ценности, потому что я написал уже шесть страниц для того, чтобы показать то, на что Иоанну хватило двенадцати строк. Чтение Евангелия, при той же смысловой и образной нагрузке, занимает примерно в двадцать раз меньше времени, чем чтение моего подробного комментария, а значит, он точно так же бесполезен, как и комментарий неправильный. Так что в любом случае ему дорога — в пустоту. Поэтому если кто-то прочтёт — пусть не судит строго, это всего лишь очередной набор банальностей, Истина же остаётся независимой и непогрешимой. Потому что, как известно, Дух дышит, где хочет.

Категория: Важно! | Добавил: Юрий7563 | Теги:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наша Церковь

Общение

Фотоальбомы

Навигация

Друзья сайта
Ходатаи молитвенники, Молитва за мир, молитвенное служение, ходатай

Христианские фонограммы и минуса